Разносная торговля в Петербурге. Торговцы битой птицы. По материалам газет дореволюционной России.

Идя по улице, разносчик, неся в руке несколько связанных между собою за носик рябчиков, заходит по очереди во дворы, и кричит своим громким голосом: «Рябчики биты! Рябчики биты!» У него в корзине за спиной и в переднике так же имеется масса разной дичи – перепелок, тетеревов. Но эта дичь показывается покупателю только после того, как он уже купит ту, которая у него в руках. В коробке находится «отборный» товар, и продается за большую цену, чем «ручной».

— Покупатель любит, чтобы дешево было. Да и хватается вперед за то, что видит. Поэтому в руки отбираем птицу покрасивее и подешевле. Носим в руках товар до того, пока его не продадим. А то если все будем носить в руках, то за день он у нас пообветрится и попортится, и к вечеру он уже негоден. Утром возьмешь с ледника совсем свежих рябчиков, если они до вечера в руках – все, только на выброс. Уже в продажу не годятся.

Разносчики, торгующие в разнос дичью, берут ее у крупных поставщиков на Сенном и Щукинском рынках, по той же цене, что и лавочники. Только она у них дешевле, да и качество товара ниже, чум в лавках. За то прибыль обозначена, а пришедшую в негодность птицу торговцы сдают обратно на рынок для уничтожения, не терпя при том никаких убытков.

Другое дело, если разносчик сам берет достаточно большую партию птицы за свои деньги, снимает ледник где-нибудь на Песках или же на Петербургской, и самостоятельно следит за сохранностью товара. Каждое утро он тщательнейшим образом осматривает всю дичь у него имеющуюся, и если его взгляд падает на какую-то птицу, которая покажется ему уже залежавшейся, то он тотчас берет ее в продажу. Правда, перед этим он ее подвергает «шлифовке», и так отгладит каждое перышко, что птица действительно выглядит, как только что убитая. За то барыш такие разносчики получают солидный, не в сравнении с теми, кто покупает товар с утра. Правда и риск больше, потому что
портится дичь скоро, особенно если ледник, в котором сохраняется товар, немного сыроват. Может статься, как говорят сами торговцы, что треть товара идет на выброс.

Цена сильно колеблется, поэтому разносчики покупают птицу большими партиями в «дешевое» время, иногда объединяются для этого по несколько человек, и так же вскладчину арендуют ледник. Такие не только торгуют самостоятельно, но и нанимают себе «подручных». Их легко можно узнать, потому как они много не торгуются, и не задирают цену за битую птицу. Еще они так же охотно говорят покупателям, за какую цену товар приобретен был их хозяевами.

— Рябчики нам самим обошлись по 20 копеек, а тетерки – по 40 копеек пара. Дайте по 25 и берите с Богом… Надо хозяину по 23 отдать, а мне только идет 2 копейки.

Разносчики, торгующие «своим» товаром, всячески расхваливают его, выщипывая на показ перья, показывая покупательницам лучшие места птицы. При этом убеждая их что рябчик, величиной чуть более воробья, непременно должен быть «ореховник» или же «кедровник».

— Что это у тебя любезный, рябчик-то без крыльев. – говорит покупательница, и имеющая желание сбить цену.

— А крылья, сударыня, так же для вашего удовольствия пойдут.

— Как это?

— А их у нас берут чучельщики по две копейки штука, а потом под попугая красят и вам на шпильки по рублю продают. – говорит находчивый торговец. Правда это он сам отрезал крылья у птицы, потому что они были помяты и портили весь вид товара.

Добавить комментарий