Страсть, владеющая человеком, влечет за его за собой подобно необычному внутреннему мотору. Однако она бросает его в морские пучины, другого – на вершины Тибетских гор, на поиски редкостных раб или насекомых.
Измученный и уставший, возвращается человек с трофеями – изогнутыми рогами антилопы или пестрой экзотической раковиной, чтобы хранить их затем на стене или в шкафу.
То же проводит и со мной невидимый мотор. То он гонит меня в раскаленные пески, то в лишенную тени степь, то в сырые топи болот. Он увлекает меня на вершины огромных деревьев, где я провожу недели во тьме брезентовой палатки, или в пустые дупла гигантских вековых стволов, где я зажигаю электрический свет. Я подкрадываюсь к птицам, подстерегаю из-зи берез уснувшую луну и подслушиваю тихий плеск Тиссы. Так накапливаются у меня впечатления о волнующей жизни природы.
В своей книге я пытаюсь передать то, что мне удалось запечатлеть на кинопленке. Если читатель или, вернее зритель сохранит в своей памяти воспоминание о черных красноклювых аистах из придунайских равнин, об отваге сокола балобана и осиротевшем детеныше косули – цель моих усилий и огромного труда, вложенного в эти фотографии и фильмы, – будет достигнута. Пусть отзовется в душе читателя шелест камыша на ветру, веющем из вековых трясин Малого Болатона.
Это будет моей наградой.
Иштван Хомоки-Надь