От великолепных страусовых перьев на шляпах светских дам Парижа до чучел птиц, которые сидели на головах высокопоставленных особ в Нью-Йорке, мода на шляпы с перьями достигла своего пика в Викторианскую эпоху, и за это пришлось заплатить ужасную цену.
Когда Мария-Антуанетта стала королевой в 1774-ом году, она восстала против традиционного стиля одежды французского двора, заказав самые последние, более провокационные стили, в том числе шиньоны, увенчанные большими массивами перьев, у Розы Бертен, которая была ведущей французской модисткой и портнихой. Гора напудренных, высоко уложенных волос, отделанных большим количеством перьев, стала модный трендом, переходящим в крайнюю экстравагантность.
Такой способ украшать себя существовал еще задолго до Марии-Антуанетты. Цивилизация майя в Северной и Южной Америке использовала оперение различных птиц, особенно ярко окрашенных попугаев, таких как ара, для украшения головы вождя и его приближенных. Мужчины племен Новой Гвинеи носили на головах уборы из потрясающего оперения райских птиц тысячи лет, а индейский убор из перьев орла – неотъемлемый атрибут вестернов, известен очень многим.
В Европе перья впервые стали использоваться в качестве украшения шляп в начале 14-го века. В течение 16-го века шляпы, украшенные страусовым оперением, пользовались спросом у тех, кто был достаточно богат, чтобы покупать их в центрах моды Европы: Париже, Вене, Флоренции и Праге. Их носили состоятельные дамы, придворные и высокопоставленные военные.
Страусы, чьи великолепные перья использовались для изготовления украшений для шляп, изначально населяли практически всю северную Африку, большую часть восточной и южной Африки, Аравийский полуостров и значительную часть Ближнего Востока. На них всегда охотились ради пропитания, но
как только в Европе появился спрос на их перья, убийства увеличились в разы. В 1807-м году только во Францию было импортировано около 509 кг. страусовых перьев. К 1850-му году эти птицы почти исчезли на Аравийском полуострове, а из Северной Африки во второй половине 19-го века.
Фактически, бойня замедлилась только после того, как в 1860-х годах на южном мысе Южной Африки были созданы первые страусовые фермы. После этого в торговле преобладали перья выращиваемых на фермах страусов, которые спасли дикого страуса от исчезновения.
К 1600-му году в Европе появились перья более экзотических птиц: невероятно красочные перья райских птиц из Новой Гвинеи; перья попугаев из Южной Америки; белоснежные, тонкие, как паутинки, перья белых цапель из Южной Азии и Америки, которые к 1914-му году стоили в 28 раз дороже серебра. Нет точных данных о количестве убитых диких цапель во всем мире. Оценки того, сколько их убивалось ежегодно для шляп, колеблются от 5 до 200 миллионов. Только в последние десятилетия их численность восстановилась.
Также были популярны перья некоторых британских птиц. Больших гребешков, привлекательных обычных птиц озер и водоемов, отстреливали из-за их каштаново-коричневых пучков ушных перьев. Их бойня началась во второй половине 19-го века, и за девять лет их количество сократилось до 42-х пар. Преследовались и морские птицы, в частности чайки, гнездящиеся на морских скалах. Их белые крылья с черными метками были популярны для украшения модных женских головных уборов.
Заверешние моды на шляпы с перьями
Постепенно мода на шляпы с перьями, украшенные экзотическими перьями, перестали быть прерогативой богатых. С середины 19-го века каталоги крупных универмагов, предлагали огромное разнообразие головных уборов для менее состоятельных женщин. Во Франции это были «Bon Marché» и «Galeries Lafayette», а в Лондоне «Whiteleys», «Peter Robinson», «Liberty» и «Harrods».
Неудивительно, что торговля процветала. В первом квартале 1885-го года на лондонских аукционах было продано 750 000 шкур цапель, а в 1887-ом году единственный лондонский дилер продал их на 2 миллиона фунтов стерлингов. В период с 1870-го по 1920-й год в Великобританию было ввезено оперение птиц весом почти 40 миллионов фунтов (более 18 000 тонн), не считая страусовых перьев. Ежегодно погибало около 200 миллионов птиц. На пике своего развития в конце 19-го века торговля перьями в Британии приносила 20 миллионов фунтов стерлингов в год.
К середине 19-го века шляпы, украшенные перьями, были на пике моды и в США, где вскоре были уничтожены целые колонии древесных цапель из-за их изящных перьев. Чтобы не отставать от спроса, приходилось импортировать перья. 33 000 фунтов (около 15 тонн) перьев цапель, которые были экспортированы из Аргентины, Бразилии и Венесуэлы в период с 1899-го по 1912-й год, представляют примерно 15 миллионов мертвых птиц. В 1903-м году цена на перья составляла 32 доллара за унцию (28 грамм), что в два раза превышало стоимость золота в то время. Позже они достигли 80 долларов за унцию.
Как дамы в шляпах оправдывали моду на шляпы с перьями? Некоторые ошибочно полагали, что это были перья естественной линьки и птицы не погибали. Другие придерживались мнения, что человеческие «потребности» превыше дикой природы. Существовало широко распространенное и наивное мнение о том, что существует некоторое постоянное изобилие птиц, и что каждый год чудесным образом появляется больше, чем было убито.
Однако не все молча смотрели на эту подстегнутую модой бойню. Некоторые были полны решимости предпринять прямые действия. Например, в 1889-м году Эмили Уильямсон, обеспеченная жительница Дидсбери, Манчестер, основала «Общество защиты птиц» (SPB). Объединив усилия с тремя другими женщинами, которые создали «Лигу меха и перьев» в Кройдоне, графство Суррей, их кампания создала RSPB и добилась принятие закона, запрещающего импорт перьев в 1921-м году.
В 1896-м году Харриет Хеменуэй и ее кузина Минна Холл начали аналогичную кампанию в Бостоне, штат Массачусетс. Они сформировали «Audubon» — одну из крупнейших благотворительных организаций по защите птиц в мире на сегодняшний день. Их долгая борьба привела к тому, что в 1918-м году Конгресс США принял «Закон о перелетных птицах».
К 1920-м годам автомобили поменяли моду. Мода на шляпы с перьями уступила, стало невозможным носить шляпу размером с небольшой журнальный столик в машине. Мир тоже менялся. Траур по огромному количеству погибших в Первой мировой войне сделал яркие, привлекающие внимание шляпы неуместными. Война прервала импорт перьев в Лондон, был введен налог на импорт предметов роскоши, включая перья, но именно человеческая катастрофа, а не трагедия животного мира, ускорила переоценку моды.
Реклама: Одежда с принтами на тему перья, берегите птиц.